На функционирование Путина потратят десятки миллиардов

На функционирование эрэфийского Матапаля* в 2020 году будет потрачено 24,2 млрд народных рублей, в 2021 - 24,5 млрд, в 2022 - 25 млрд.

Маск пофантазировал о первопроходцах Марса

По мнению Маска, северное полушарие «красной планеты» наиболее пригодно для высадки и дислокации пионеров Марса.

Пургамёт Киселёв всегда смеётся первым

Хейтербот Киселев в программе «Вести недели» хайпанул на оксфордской вакцине, которая "превращает людей в обезьян".

В России нет свободы интернета

Индекс свободы интернета в России впервые за пять лет существования индикатора ушел в отрицательные значения.

Освоение Луны привело к ожидаемому противостоянию

США и ещё семь стран подписали «Соглашение Артемиды». Россия сыплет демагогией о космических перспективах с Китаем...

Подборка новостей науки и техники: Январь 1980

Дайджест «Спутник» в январском выпуске 1980 года публикует подборку новостей в сфере науки и техники.

ПРОГНОЗ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
Из газеты «Московская правда»

Новый предвестник землетрясений — повышение электропроводности горных пород — обнаружил заведующий лабораторией Института физики Земли Академии наук СССР О. Барсуков. Его труд признан научным открытием и внесен в Государственный реестр открытий СССР.

Исследования, проведенные ученым на Памире и в других сейсмоактивных районах страны, позволили экспериментально доказать, что в канун землетрясений электропроводность пород увеличивается. Величина изменений электропроводности к моменту землетрясения достигает десятков процентов. Это явление наблюдается за несколько недель и даже месяцев до подземного толчка. После землетрясений сопротивление восстанавливается до прежнего уровня.

Открытие существенно расширяет научное представление о предвестниках катаклизмов подземной стихии и предоставляет новые возможности для изучения динамики земной коры. Работа кандидата физико-математических наук О. Барсукова дает специалистам эффективный инструмент, дополняющий комплекс геофизических методов прогнозирования землетрясений.

БЫСТРАЯ ИГЛА
Из журнала «Наука и жизнь»

Парадоксально, но очень многие узлы и детали всесильных электронно-вычислительных машин, позволяющих автоматизировать самые сложные технологические процессы, до последнего времени изготовлялись вручную. В частности, вручную монтировали платы, связывали тончайшими проводничками тысячи ячеек. На монтаж каждой такой платы уходило много времени, и при этом неизбежно были неточности.

Группа изобретателей (г. Ленинград) разработала установку, которая ведет прошивку и прокладку проводов автоматически. Программа монтажа записана на перфоленту. Координатное устройство дает возможность в двух взаимно перпендикулярных плоскостях перемещать иглу, в которую вдет соединительный проводник. Рабочая головка автомата безошибочно прокладывает проволочку диаметром в десятую
долю миллиметра. Установка собирает определенного типа плату за три часа, в то время как при ручной сборке на это уходило три дня.

ФИЛЬТР-КЛЕТКА
Из газеты «Вышка» (Баку)

Опреснить морскую воду, изготовить фруктовые и овощные соки, получить из нефти бензин, из свеклы сахар поможет… живая клетка.

Оболочка клетки — мембрана — своего рода фильтр, проницаемый для молекул одних веществ и непроницаемый — для других. Но попасть в клетку молекулы могут лишь тогда, когда есть сила, «толкающая» их. Скажем, вода, которая поступает в растение из почвы, разбавляет концентрированный раствор солей уже внутри клетки и создает так называемое осмотическое давление.

Советские ученые из Московского физико-химического института попробовали заставить этот процесс идти в обратном направлении, создав в растворе давление выше осмотического. Таким образом, им удалось получить фильтр, способный просеивать молекулы. На этой основе разработаны искусственные мембраны для использования в промышленности.

Мембранная технология найдет применение в производстве удобрений и красителей пластических масс и бумаг, в микроэлектронике, ядерной энергетике, медицине, микробиологии.

ПРОСЛУШИВАЕТСЯ… ЗЕРНО
Из журнала «Техника и наука»

5—10 процентов мировых запасов зерна уничтожают ежегодно вредные насекомые. Как же узнать, заражено ли ими зерно, как избежать потерь? До сих пор приходилось делать так: брать по десятку зерен, раскалывать каждое, исследовать, есть ли там вредители. Хлопотно и непроизводительно. Биологи совместно с физиками предложили другой способ — акустический, с помощью прибора «Орион». В цилиндрическую приемную камеру этого прибора засыпают зерно. Чувствительный микрофон улавливает звуки, издаваемые «жующими» вредителями или их личинками. Их «хрупанье» (оно отлично прослушивается с помощью телефонов) преобразуется в электрические сигналы. По их силе, фиксируемой на шкале индикаторного блока, можно судить о степени зараженности зерна. «Орион» способен засечь даже одну личинку в килограмме зерна, как бы глубоко она ни пряталась.

Россия урезала финансирование космической программы

Финансирование космической программы урезано на 150 млн. рублей. Сроки колонизации Луны наверняка будут сдвинуты ближе к 50 годам.

Американцы перехватывают инициативу по доставке миссий к МКС. Рогозин грезит новой орбитальной станцией

Когда конкурент щелкает тебя по носу, советует и учит правильно работать, остается лишь грезить.

Технологические прогнозы излишне оптимистичны

В публикуемых сегодня прогнозах не учитываются некоторые факторы, от которых зависит их состоятельность.